[ ВЕРНУТЬСЯ ]

Византия.

Государственное устройство и культура.

      В 667 г. до н.э. жители греческого города Мегара решили основать колонию на берегах пролива Босфор. Новый город, названный Византием, расположился на очень выгодном месте. С юга оно омывается Мраморным морем, с востока – водами Босфора, с севера - заливом Золотой Рог. Здесь пересекались самые важные торговые пути – из Европы в Азию, из Черного моря в Средиземное. На протяжении следующего тысячелетия город жил обычной жизнью греческих полисов. Со временем, как и все греческие города Средиземноморья, он подчинился Римской империи.
      Судьба Византия круто изменилась 4 ноября 326 г. н.э. В этот день император Константин I объявил о своем решении расширить город в несколько раз и перенести сюда столицу Римской империи. Торжества по освящению новой столицы прошли 11 мая 330 г. в Византии, переименованном по такому случаю в Константинополь. Решение Константина было мудрым: культурное значение восточных, греческих, районов Римской империи постоянно возрастало, и они богатели, меньше страдая от набегов варваров.
      Римским правителям уже в конце III в. было ясно, что империей больше невозможно управлять из одного центра – слишком она стала огромной. Феодосий I , скончавшийся в 395 г., завещал восточную половину Империи, со столицей в Константинополе, старшему сыну Аркадию, а западную, со столицей в Риме, - младшему Гонорию. Деление оказалось устойчивым, пути Западной и Восточной империй постепенно стали расходиться все дальше и дальше: Западная чахла и хирела от варварских нашествий, Восточной же, не так страдавшей от вторжений, удавалось выстоять.
      В 476 г. Италию захватил очередной германский вождь, Одоакр. Этот варвар отослал регалии Рима в Константинополь, заявив, что на небе может быть лишь одно солнце, а на земле – лишь один император. Так единственной Римской империей стала та ее половина, где большинство населения говорило по-гречески, хотя официальным языком по-прежнему была латынь; подданные Восточной Римской империи именовали себя римлянами (ромеями).
      Гибель Западной империи не особенно встревожила Восточную. Тогда падению Рима не придали того значения, какое оно приобрело в глазах позднейших историков. Чувствуя ответственность за все римские земли, правители Восточной империи в течение двух веков пытались отвоевать западные области у варваров. Самых больших успехов добился в середине VI в. император Юстиниан I, подчинив власти Константинополя Италию, Северную Африку и часть Испании. Помимо этих земель, вскоре утраченных, Восточная империя в период величайшего своего могущества охватывала территорию Балкан, Ближнего Востока и Египта. Это было государство с развитой экономикой, процветающими искусствами и ремеслами, устойчивыми торговыми связями, мощной городской культурой. В эпоху Великого переселения народов Восточная империя продолжала быть оплотом стабильности и цивилизации. Достаточно сказать, что Свод римского права, созданный императором Юстинианом, до сих пор изучают во всем мире. А храм Святой Софии в Константинополе, возведенный по велению того же Юстиниана, в течение тысячи лет оставался самым высоким зданием мира. Он и сейчас потрясает своим архитектурным совершенством.
      Возникшая на основе античности, казалось бы, византийская цивилизация была обречена продолжать античные традиции. Действительно, многое из античного наследия сохранилось и было усвоено. Однако в целом исторический путь Византии отличался от античного, он был типично восточным. Античная традиция медленно эволюционировала, уступая место иной. «Овосточивание» античной традиции вело к нестабильности, спаду экономики, обострению противоречий.
      Христианство, возникшее как религия низших классов, к концу III в. довольно широко распространилось по всей империи. Римские завоевания оказали влияние на судьбу многих народов. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, бесправие привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у широких масс. Не видя возможности получить избавление от гнета на земле, люди вынуждены были мечтать о спасении и избавлении на небе. Появилась новая система духовных ценностей, которая привлекла многие народы, завоеванные Римской империей. По сравнению с уже существующими религиями в христианстве центральной стала идея греховности человека и ее другая сторона – идея спасения. Первоначально христианство вызывало враждебное отношение со стороны правящих кругов Рима. Но в начале IV в. император Константин пришел к мысли, что, вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать их в интересах государства. Особый законодательный акт – Миланский эдикт 313 г. – положил конец гонениям, и христианство было узаконено как государственная религия. Таким образом, византийская цивилизация возникла как синтез античной традиции и ортодоксального христианства.
      Все стороны жизни определяло православие, сформировавшееся в IV – VIII вв. н.э. Христианство родилось как единое универсальное учение. Однако с разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византия) в 395 г. постепенно наметилось разделение христианства на два направления: восточное (православие) и западное (католицизм). Папы римские уже с конца VI в. не подчинялись Византии. Им покровительствовали франкские короли, а позже – германские императоры. Византийское и западно-европейское христианство расходились все дальше, переставая понимать друг друга. Греки окончательно забыли латынь, а Западная Европа не знала греческого. Постепенно начали различаться ритуалы богослужения и даже основные догматы христианской веры. Несколько раз Римская и греческая церкви ссорились и снова мирились, но сохранить единство становилось все труднее. В 1054г. для переговоров о преодолении разногласий в Константинополь приехал римский кардинал Гумберт. Однако вместо ожидаемого примирения произошел окончательный раскол: папский посланник и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме. Причем этот раскол (схизма) остается в силе до сих пор. Западное христианство постоянно менялось, для него характерно наличие разных направлений (католицизм, лютеранство, англиканство, баптизм и т.п.), ориентация на социальную реальность.
      Православие провозгласило верность древности, неизменность идеалов. В основу православного вероучения положены Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», таких как Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Домаскин, Григорий Палама, жития святых и т.п.). На первых Вселенских Соборах в Византии в IV в. был принят Символ Веры, кратко излагающий существо христианского вероучения, сохраняемого в православии без изменений. В Символе Веры утверждается, что существует триединый Бог (Троица): Бог-отец (творец мира видимого – природы и человека – и мира невидимого – ангелов), Бог-сын (Иисус Христос, почитаемый спасителем верующих) и Бог-дух святой (по православному вероучению, Дух святой исходит от Бога-отца, а по учению католицизма – от Бога-отца и Бога-сына).
      Византия, являвшаяся источником распространения православия, в отличие от Рима, не смогла обеспечить единство православного мира. Постепенно православие разделилось на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей. Восточная ветвь христианства не имеет единого центра, подобного Ватикану и Римскому Папе в католицизме.
      В Византии произошла трансформация античных представлений, и в ментальности утвердились иные, сформированные на основе православной традиции взгляды. Согласно античным представлениям свобода понималась как неограниченное право личности распоряжаться своими возможностями. В христианстве свобода понимается как свобода воли, свобода духовного поиска и приближения к совершенным духовным идеалам. В понятии византийцев эти понятия синтезировались, сформировалось сложное, иерархизированное представление о свободе.
      Огромную роль в жизни византийского общества играло жестко централизованное государство. Носителем верховной власти являлся император, наделенный священными функциями. На приемах император появлялся в тяжелой священнической одежде, в шапке с крестом наверху, среди курений и духовных гимнов. Царским статуям оказывались божеские почести.
      В руках императора сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной власти, в реализации которой он опирался на бюрократию и строго иерархизированный, развитой государственный аппарат: налоговая служба, тайная полиция, финансовая система. Иерархия титулов была узаконена табелью о рангах. Особым влиянием пользовалось внешнеполитическое ведомство, которое путем тонкой и хитрой дипломатии укрепляло положение Византии, усиливало ее позиции. Использовалось все: подкуп, интриги, взятки, а когда надо, и сила. Власть обожествляемого императора была неограниченной, но для обеспечения стабильности он вынужден был считаться с такими силами, как православная церковь (в лице синодов, собраний епископов), Сенат, Государственный совет, а также армия (в лице военачальников), жители столицы.
      В Византии была велика роль армии. В империи не было определенного порядка престолонаследования. Сильный император мог обеспечить власть своему сыну, и тогда возникали династии. Но были случаи, когда власть захватывали военачальники, и они могли стать императорами (если их поддерживали армия и народ Константинополя). На престоле нередко оказывались выходцы из завоеванных народов, которые выдвинулись на службе империи: славяне, исавры (малоазийское племя), армяне, а также люди из низов. В борьбе за престол широко использовалось насилие: за все время существования Византийской империи (395 – 1453 гг.) из 109 императоров только 34 умерли своей смертью, остальные были принуждены к отречению или погибли.
      Общественная система носила корпоративный характер. Наиболее распространенной корпоративной структурой была крестьянская соседская община – митокомия. Община являлась верховным собственником земли и несла ответственность перед государством за уплату налогов. Общинники не имели прав частной собственности, не могли продавать общинную землю. Узаконено было право землю обменивать или сдавать в аренду, но только своим односельчанам. Эксплуатация труда рабов была широко распространена. Лишь в XI в. роль рабов как производительной силы стала падать и постепенно (наиболее активно в XIII – XIV вв.) заменяться трудом зависимых крестьян. Главным источником рабов была работорговля.
      Основные виды ремесла и торговли также были организованы в корпорации. Наиболее привилегированными являлись корпорации торговцев. Корпорации находились в полной зависимости от государственной власти, обеспечивавшей их постоянными крупными заказами, но одновременно осуществлявшей постоянный контроль за их деятельностью. В качестве корпоративной структуры выступала церковь, монастыри. Уже в ранней Византии складывается сложная церковная иерархия. В IV – VI вв. церковь превратилась в богатую организацию, которой принадлежали многочисленные земельные владения, целые области и деревни, населенные рабами, арендаторами, а в городах – ремесленные мастерские и торговые лавки.
      Взаимоотношения общества и власти строились на принципах подданства. Государство обладало колоссальной земельной и другой собственностью, контролировало ремесла, торговлю. Довольно многочисленную категорию составляли государственные рабы, большинство которых работало в императорских мастерских, которые монополизировали изготовление оружия и одежды для армии, предметов роскоши для императора и его приближенных. Императоры использовали доходы от ремесла и торговли для содержания наемного войска и защиты империи от внешних врагов, для содержания государственного аппарата. Свободное население не только платило налоги, но и обязано было выполнять в пользу государства различные повинности: строительство укреплений, крепостей и дорог, принимать на постой войска.
      Особая роль государственных начал получила теоретическое обоснование в православии. Это был комплекс своего рода мессианских идей, где роль спасителя, мессии закреплялась за империей и императором. Приобщение других народов к православию, присоединение к Византии новых территорий рассматривалось как дело спасения этих народов. В начале X в. византийские миссионеры добрались до Северного Кавказа и обратили в христианство алан – предков осетин. В середине столетия были крещены венгры. И наконец, греки одержали свою главную миссионерскую победу: сначала в 946 г. крестилась киевская княгиня Ольга, а в 988 г. ее внук Владимир объявил христианство государственной религией Руси. Для наших предков Византия на четыре века сделалась законодательницей вкусов и идей. Священники из Империи крестили жителей огромной страны, артели мастеров строили первые храмы и писали иконы, а учителя переводили книги. Русская церковь была частью Константинопольского патриархата.
      Подлинным главой византийской церкви был император, хотя формально он таковым не являлся. Лишенный возможности вносить изменения в Символ Веры, совершать культ, он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Вошло в обычай назначать патриарха из светских лиц. Патриарх с IX в. стал как бы главным чиновником по духовным делам при императоре. Если западное папство в средние века боролось со светской властью за лидерство, стремилось подчинить ее церкви (короли получали короны из рук Папы Римского), то восточная церковь, провозгласив гармонию, единство светской и духовной властей, фактически подчинилась государственным интересам.
      Первейшей обязанностью государственной власти считалось управление: взимание налогов, регламентация отношений собственности, торговли и городских корпораций. В основе действий власти лежала идея общего блага, забота о подданных. Любопытно как трансформировалась античная традиция. Сочетание, синтез античной традиции и ортодоксального христианства порождали необычные коллизии, противоречия, феномены как в общественной жизни, так и в культуре.
     
      Православная церковь жила напряженной духовной жизнью, что обеспечило необычайно яркий расцвет византийской культуры. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. С одной стороны, это обусловлено языковой (греческий язык) и религиозной (православие) общностью, существованием этнического ядра (греки), устойчивой государственностью и централизацией управления. С другой стороны, византийская культура, оказав воздействие на многие соседние страны, сама подверглась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.
      Традиции образования, грамотности, развития наук, утвердившиеся в античную эпоху, поддерживались в Византии. В Константинопольском университете под постоянным покровительством императоров преподавались философия, риторика, рациональные науки. Вокруг профессоров университета объединялись ученики, съезжавшиеся со всех частей Византии и из арабского Востока. Во времена кризисов эта традиция почти угасала, но затем с выходом из кризисов вновь получала развитие.
      Начиная с IX в., постепенно возрождается светская литература, складывается система высшего образования. Символом новой эпохи стал патриарх Фотий, человек огромной учености, оставивший после себя знаменитую «Библиотеку» - краткое изложение 386 прочитанных им книг с комментариями. Образованные люди принялись собирать и систематизировать все, что уцелело от античной культуры. На этой основе в IX – X вв. составляется множество энциклопедий: по юриспруденции, грамматике, военному делу, сельскому хозяйству, естествознанию, дипломатии и т.д. Весьма характерной фигурой был император Константин VII Багрянородный – он покровительствовал созданию разнообразных хрестоматий и справочников, составил перечень богатств, оставленных прошлым, войдя в историю не только как император, но и как знаменитый историк и писатель.
      Византии удалось распространить православное вероучение, принести проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в этом праведном деле просветители Кирилл и Мефодий, братья из Салоники, которые создали на основе греческого алфавита первые славянские азбуки - кириллицу и глаголицу, перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги, в том числе отдельные главы из Евангелия.
      Византия не только использовала прошлый опыт, но и дала собственных ярких мыслителей. Универсальным гением, блестящим и новаторским умом своего времени был Михаил Пселл (XI в.). Он восстановил почитание философии Платона и по своему писательскому дарованию может быть приравнен к самым великим именам. Ему же принадлежит «Хронография» - политические мемуары, отличающиеся рационалистическим взглядом на исторический процесс, проницательностью в понимании эгоистических интересов лиц и групп. Интересны суждения Пселла о проблемах логики.
      Литературное творчество образованных верхов Византии всегда было наиболее консервативной частью общей культуры, но и оно в XII в. значительно изменилось. Типичным литератором был уже не монах (как в VIII – IX вв.) или чиновник (как в X – XI вв.), а писатель-профессионал, который зарабатывает на жизнь своим сочинительством. Появился даже собирательный литературный образ безденежного поэта по имени Бедный Продром. Новые писатели проявляли интерес к живому разговорному языку, фольклору и эпосу, осваивали народные стихотворные размеры. Возникли любовный роман и другие нетрадиционные жанры, литераторов больше начинает занимать внутренний мир героев.
      За тысячелетнюю историю Византии несколько этапов в своем развитии прошла и архитектура. В VI в. при императоре Юстиниане I, когда империя достигла расцвета, искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу украсили новые постройки – Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм Святой Софии, построенный Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532 – 537 гг. Огромное внутреннее пространство храма Святой Софии перекрыто полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола. Поэтому главный купол кажется как бы парящим в воздухе. Купол, символизирующий небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийских храмов. Внутри храм Софии богато украшен разноцветным мрамором и цветной майоликой. Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства сохранились на территории современной Греции и в Италии, в Равенне. Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены базилики Сан-Витале (526 – 547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана и его супруги Феодоры.
      Дальнейшее развитие архитектура получила в 867 – 1057 гг. при императорах македонской династии. Огромные соборы типа базилик вытесняются церквями крестово-купольного типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним либо несколькими куполами. В X – XII вв. этот стиль достиг невероятной изощренности: сложная система внутренних арок, сводов и полусводов, использование ниш и разноцветного кирпича во внешнем убранстве создавали впечатление грандиозности и изящества. Роспись такого храма имеет строго продуманную систему, она обычно иллюстрирует основные положения христианского учения и повествует о жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. Также в это время расцветает и прикладное искусство (резные изделия из слоновой кости, перегородчатые эмали, ткани и др.). В мастерских при императорском дворце изготавливаются роскошные рукописи с миниатюрами.
      Лучше других сохранились архитектурные ансамбли XI – XII вв. – монастыри Хосиос Лукас в Фокиде (Греция), Неа Мони на острове Хиосе и Дафни близ Афин, в Греции. В них мы находим замечательный по цельности синтез архитектуры и монументальной живописи – мозаики. Среди византийской фресковой живописи XI – XII вв. следует упомянуть росписи храма Святой Софии в Орхидее, церкви Святого Пантелеимона в Нерези (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. В XI – XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах общества ему всячески стремились подражать.
      Русскому человеку византийская живопись очень близка, поскольку наше древнее искусство зародилось в Византии. Призванная отражать высшую, неземную реальность, православная живопись (иконы, фрески, мозаики) не гналась за внешним правдоподобием. Фигуры людей изображаются не в соответствии с их физическими размерами, но сообразно духовной значимости. Причудливый принцип «обратной перспективы» приводит, например, к тому, что, наперекор нашему восприятию, у кресла на иконе передняя часть может быть меньше задней. То, что близко, - несущественно, словно хочет сказать нам иконописец. Это вовсе не значит, что греческие художники разучились рисовать. Напротив, когда они ставили себе цель подражать античному искусству, главным образом в период Македонского ренессанса, то обычная, «прямая», перспектива им удавалась. Но главным их достоинством была та духовность, которая отразилась в византийской иконописи, достигшей своего расцвета в XI – XII вв.
      К концу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц. К этому времени относятся мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви Святых Апостолов в Салониках. Духовная активность византийцев за последние 200 лет существования империи оказала глубочайшее влияние на православные народы. Гениальный русский иконописец Андрей Рублев учился у палеологовского художника Феофана Грека.
      Важную роль в духовной культуре играли идеалы монашества, особенно во времена кризисов, потрясений. Мистицизм был широко представлен и в высших, и в низших слоях общества. Монастыри получили широкое распространение. В местностях, которые считались особенно святыми, монастыри следовали один за другим и составляли большие сплошные поселения. Особенно много монастырей было на склоне гор Иды и Олимпа в Малой Азии, Афона – на Халкидском полуострове. Монахи пользовались большим влиянием среди населения.
      Православная духовность свое наивысшее выражение нашла в традициях аскетизма, то есть отречения от жизненных благ, удобств и удовольствий во имя духовного совершенствования. Земной мир предстает в соответствии с христианскими канонами как царство зла и греха. Аскетизм же – это «жизнь на началах духа», «подражание божественному естеству». Аскеты – их часто называют подвижниками – рассматривались как земные ангелы. Григорий Палама (1296 – 1359гг.) основал течение особенно сурового и возвышенного аскетизма, которое получило название исихазм. Идеи исихазма, изложенные Григорием Паламой, имели с XIV в. исключительное значение в византийском религиозном сознании. Не внешняя мудрость , учили исихасты, а внутреннее самоуглубление открывает путь к истине. Погружение в себя дает состояние покоя (исихия), «фаворского света», то есть общения с Богом. Благодаря строгому аскетизму и подвижничеству Григорий Палама в конце жизни, как свидетельствует его житие, обрел дар исцеления и откровения и был причислен греческой церковью к лику святых.
     
      Таким образом, мы видим, что Византия – это государство, которое внесло большой вклад в развитие мировой культуры. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью этического мышления, глубиной философской мысли.
      Живым наследием Византии по-прежнему является православие. Монашеские поселения на Афоне выразили туркам свою лояльность еще за 70 лет до падения Константинополя, поэтому избежали разорения и по сей день остаются уникальным «осколком» Византии в современном мире. То же можно сказать и о монашеской жизни вообще – она до сих сохраняет все черты прежнего уклада. За истекшие столетия Византия то и дело давала о себе знать. В XVI в. стамбульские архитекторы возводили парадные мечети по образцу храма Святой Софии. В XVII в. «король-солнце» Людовик XIV подражал византийским императорам. Главными подражателями, разумеется, были московиты, провозгласившие себя преемниками ромеев, а Москву – «Третьим Римом». Надежда на освобождение Константинополя долго определяла российскую внешнюю политику. Екатерина II недаром назвала своего внука Константином: она подумывала посадить его императором в возрожденной Византии . Культурное наследие Византии бесценно. Достаточно сказать, что мы почти ничего не знали бы о Древней Греции, если бы Византия не сберегла достижения античности. Нельзя переоценить и роль Византии как создательницы общей православной культуры сербов, болгар, грузин, румын, русских, украинцев. Константинопольский патриарх продолжал играть роль духовного наставника этих народов многие столетия, определенный авторитет сохраняет он и поныне. Наследие Византии проявляется в современном греческом фольклоре, в восточнохристианской обрядности, в церковном пении и, разумеется, в православной иконописи. Глубокое воздействие Византийская империя оказала на наши представления о власти. И Византия, и Россия – цивилизации на рубеже Запада и Востока, такое промежуточное положение сказывалось на судьбах обеих. Может, поэтому головы двуглавого орла на российском гербе так же смотрят в противоположные стороны, как и на гербе династии Палеологов?
     


 [ ВЕРНУТЬСЯ ]

Hosted by uCoz