[ ВЕРНУТЬСЯ ]
В 667 г. до н.э. жители греческого города Мегара решили основать
колонию на берегах пролива Босфор. Новый город, названный Византием,
расположился на очень выгодном месте. С юга оно омывается Мраморным морем, с
востока – водами Босфора, с севера - заливом Золотой Рог. Здесь пересекались
самые важные торговые пути – из Европы в Азию, из Черного моря в Средиземное. На
протяжении следующего тысячелетия город жил обычной жизнью греческих полисов. Со
временем, как и все греческие города Средиземноморья, он подчинился Римской
империи.
Судьба Византия круто изменилась 4 ноября 326 г. н.э. В этот
день император Константин I объявил о своем решении расширить город в несколько
раз и перенести сюда столицу Римской империи. Торжества по освящению новой
столицы прошли 11 мая 330 г. в Византии, переименованном по такому случаю в
Константинополь. Решение Константина было мудрым: культурное значение восточных,
греческих, районов Римской империи постоянно возрастало, и они богатели, меньше
страдая от набегов варваров.
Римским правителям уже в конце III в.
было ясно, что империей больше невозможно управлять из одного центра – слишком
она стала огромной. Феодосий I , скончавшийся в 395 г., завещал восточную
половину Империи, со столицей в Константинополе, старшему сыну Аркадию, а
западную, со столицей в Риме, - младшему Гонорию. Деление оказалось устойчивым,
пути Западной и Восточной империй постепенно стали расходиться все дальше и
дальше: Западная чахла и хирела от варварских нашествий, Восточной же, не так
страдавшей от вторжений, удавалось выстоять.
В 476 г. Италию захватил
очередной германский вождь, Одоакр. Этот варвар отослал регалии Рима в
Константинополь, заявив, что на небе может быть лишь одно солнце, а на земле –
лишь один император. Так единственной Римской империей стала та ее половина, где
большинство населения говорило по-гречески, хотя официальным языком по-прежнему
была латынь; подданные Восточной Римской империи именовали себя римлянами
(ромеями).
Гибель Западной империи не особенно встревожила Восточную.
Тогда падению Рима не придали того значения, какое оно приобрело в глазах
позднейших историков. Чувствуя ответственность за все римские земли, правители
Восточной империи в течение двух веков пытались отвоевать западные области у
варваров. Самых больших успехов добился в середине VI в. император Юстиниан I,
подчинив власти Константинополя Италию, Северную Африку и часть Испании. Помимо
этих земель, вскоре утраченных, Восточная империя в период величайшего своего
могущества охватывала территорию Балкан, Ближнего Востока и Египта. Это было
государство с развитой экономикой, процветающими искусствами и ремеслами,
устойчивыми торговыми связями, мощной городской культурой. В эпоху Великого
переселения народов Восточная империя продолжала быть оплотом стабильности и
цивилизации. Достаточно сказать, что Свод римского права, созданный императором
Юстинианом, до сих пор изучают во всем мире. А храм Святой Софии в
Константинополе, возведенный по велению того же Юстиниана, в течение тысячи лет
оставался самым высоким зданием мира. Он и сейчас потрясает своим архитектурным
совершенством.
Возникшая на основе античности, казалось бы,
византийская цивилизация была обречена продолжать античные традиции.
Действительно, многое из античного наследия сохранилось и было усвоено. Однако в
целом исторический путь Византии отличался от античного, он был типично
восточным. Античная традиция медленно эволюционировала, уступая место иной.
«Овосточивание» античной традиции вело к нестабильности, спаду экономики,
обострению противоречий.
Христианство, возникшее как религия низших
классов, к концу III в. довольно широко распространилось по всей империи.
Римские завоевания оказали влияние на судьбу многих народов. Деспотический режим
империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, бесправие привели к появлению
чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у широких масс. Не видя
возможности получить избавление от гнета на земле, люди вынуждены были мечтать о
спасении и избавлении на небе. Появилась новая система духовных ценностей,
которая привлекла многие народы, завоеванные Римской империей. По сравнению с
уже существующими религиями в христианстве центральной стала идея греховности
человека и ее другая сторона – идея спасения. Первоначально христианство
вызывало враждебное отношение со стороны правящих кругов Рима. Но в начале IV в.
император Константин пришел к мысли, что, вместо того, чтобы бороться с
христианством и церковью, лучше использовать их в интересах государства. Особый
законодательный акт – Миланский эдикт 313 г. – положил конец гонениям, и
христианство было узаконено как государственная религия. Таким образом,
византийская цивилизация возникла как синтез античной традиции и ортодоксального
христианства.
Все стороны жизни определяло православие,
сформировавшееся в IV – VIII вв. н.э. Христианство родилось как единое
универсальное учение. Однако с разделением Римской империи на Западную и
Восточную (Византия) в 395 г. постепенно наметилось разделение христианства на
два направления: восточное (православие) и западное (католицизм). Папы римские
уже с конца VI в. не подчинялись Византии. Им покровительствовали франкские
короли, а позже – германские императоры. Византийское и западно-европейское
христианство расходились все дальше, переставая понимать друг друга. Греки
окончательно забыли латынь, а Западная Европа не знала греческого. Постепенно
начали различаться ритуалы богослужения и даже основные догматы христианской
веры. Несколько раз Римская и греческая церкви ссорились и снова мирились, но
сохранить единство становилось все труднее. В 1054г. для переговоров о
преодолении разногласий в Константинополь приехал римский кардинал Гумберт.
Однако вместо ожидаемого примирения произошел окончательный раскол: папский
посланник и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме. Причем этот
раскол (схизма) остается в силе до сих пор. Западное христианство постоянно
менялось, для него характерно наличие разных направлений (католицизм,
лютеранство, англиканство, баптизм и т.п.), ориентация на социальную реальность.
Православие провозгласило верность древности, неизменность идеалов. В
основу православного вероучения положены Священное писание (Библия) и Священное
предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви»,
таких как Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст,
Максим Исповедник, Иоанн Домаскин, Григорий Палама, жития святых и т.п.). На
первых Вселенских Соборах в Византии в IV в. был принят Символ Веры, кратко
излагающий существо христианского вероучения, сохраняемого в православии без
изменений. В Символе Веры утверждается, что существует триединый Бог (Троица):
Бог-отец (творец мира видимого – природы и человека – и мира невидимого –
ангелов), Бог-сын (Иисус Христос, почитаемый спасителем верующих) и Бог-дух
святой (по православному вероучению, Дух святой исходит от Бога-отца, а по
учению католицизма – от Бога-отца и Бога-сына).
Византия, являвшаяся
источником распространения православия, в отличие от Рима, не смогла обеспечить
единство православного мира. Постепенно православие разделилось на 15
самостоятельных (автокефальных) церквей. Восточная ветвь христианства не имеет
единого центра, подобного Ватикану и Римскому Папе в католицизме.
В
Византии произошла трансформация античных представлений, и в ментальности
утвердились иные, сформированные на основе православной традиции взгляды.
Согласно античным представлениям свобода понималась как неограниченное право
личности распоряжаться своими возможностями. В христианстве свобода понимается
как свобода воли, свобода духовного поиска и приближения к совершенным духовным
идеалам. В понятии византийцев эти понятия синтезировались, сформировалось
сложное, иерархизированное представление о свободе.
Огромную роль в
жизни византийского общества играло жестко централизованное государство.
Носителем верховной власти являлся император, наделенный священными функциями.
На приемах император появлялся в тяжелой священнической одежде, в шапке с
крестом наверху, среди курений и духовных гимнов. Царским статуям оказывались
божеские почести.
В руках императора сосредотачивалась вся полнота
законодательной, исполнительной власти, в реализации которой он опирался на
бюрократию и строго иерархизированный, развитой государственный аппарат:
налоговая служба, тайная полиция, финансовая система. Иерархия титулов была
узаконена табелью о рангах. Особым влиянием пользовалось внешнеполитическое
ведомство, которое путем тонкой и хитрой дипломатии укрепляло положение
Византии, усиливало ее позиции. Использовалось все: подкуп, интриги, взятки, а
когда надо, и сила. Власть обожествляемого императора была неограниченной, но
для обеспечения стабильности он вынужден был считаться с такими силами, как
православная церковь (в лице синодов, собраний епископов), Сенат,
Государственный совет, а также армия (в лице военачальников), жители столицы.
В Византии была велика роль армии. В империи не было определенного
порядка престолонаследования. Сильный император мог обеспечить власть своему
сыну, и тогда возникали династии. Но были случаи, когда власть захватывали
военачальники, и они могли стать императорами (если их поддерживали армия и
народ Константинополя). На престоле нередко оказывались выходцы из завоеванных
народов, которые выдвинулись на службе империи: славяне, исавры (малоазийское
племя), армяне, а также люди из низов. В борьбе за престол широко использовалось
насилие: за все время существования Византийской империи (395 – 1453 гг.) из 109
императоров только 34 умерли своей смертью, остальные были принуждены к
отречению или погибли.
Общественная система носила корпоративный
характер. Наиболее распространенной корпоративной структурой была крестьянская
соседская община – митокомия. Община являлась верховным собственником земли и
несла ответственность перед государством за уплату налогов. Общинники не имели
прав частной собственности, не могли продавать общинную землю. Узаконено было
право землю обменивать или сдавать в аренду, но только своим односельчанам.
Эксплуатация труда рабов была широко распространена. Лишь в XI в. роль рабов как
производительной силы стала падать и постепенно (наиболее активно в XIII – XIV
вв.) заменяться трудом зависимых крестьян. Главным источником рабов была
работорговля.
Основные виды ремесла и торговли также были организованы
в корпорации. Наиболее привилегированными являлись корпорации торговцев.
Корпорации находились в полной зависимости от государственной власти,
обеспечивавшей их постоянными крупными заказами, но одновременно осуществлявшей
постоянный контроль за их деятельностью. В качестве корпоративной структуры
выступала церковь, монастыри. Уже в ранней Византии складывается сложная
церковная иерархия. В IV – VI вв. церковь превратилась в богатую организацию,
которой принадлежали многочисленные земельные владения, целые области и деревни,
населенные рабами, арендаторами, а в городах – ремесленные мастерские и торговые
лавки.
Взаимоотношения общества и власти строились на принципах
подданства. Государство обладало колоссальной земельной и другой собственностью,
контролировало ремесла, торговлю. Довольно многочисленную категорию составляли
государственные рабы, большинство которых работало в императорских мастерских,
которые монополизировали изготовление оружия и одежды для армии, предметов
роскоши для императора и его приближенных. Императоры использовали доходы от
ремесла и торговли для содержания наемного войска и защиты империи от внешних
врагов, для содержания государственного аппарата. Свободное население не только
платило налоги, но и обязано было выполнять в пользу государства различные
повинности: строительство укреплений, крепостей и дорог, принимать на постой
войска.
Особая роль государственных начал получила теоретическое
обоснование в православии. Это был комплекс своего рода мессианских идей, где
роль спасителя, мессии закреплялась за империей и императором. Приобщение других
народов к православию, присоединение к Византии новых территорий рассматривалось
как дело спасения этих народов. В начале X в. византийские миссионеры добрались
до Северного Кавказа и обратили в христианство алан – предков осетин. В середине
столетия были крещены венгры. И наконец, греки одержали свою главную
миссионерскую победу: сначала в 946 г. крестилась киевская княгиня Ольга, а в
988 г. ее внук Владимир объявил христианство государственной религией Руси. Для
наших предков Византия на четыре века сделалась законодательницей вкусов и идей.
Священники из Империи крестили жителей огромной страны, артели мастеров строили
первые храмы и писали иконы, а учителя переводили книги. Русская церковь была
частью Константинопольского патриархата.
Подлинным главой византийской
церкви был император, хотя формально он таковым не являлся. Лишенный возможности
вносить изменения в Символ Веры, совершать культ, он фактически управлял
церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Вошло в обычай
назначать патриарха из светских лиц. Патриарх с IX в. стал как бы главным
чиновником по духовным делам при императоре. Если западное папство в средние
века боролось со светской властью за лидерство, стремилось подчинить ее церкви
(короли получали короны из рук Папы Римского), то восточная церковь,
провозгласив гармонию, единство светской и духовной властей, фактически
подчинилась государственным интересам.
Первейшей обязанностью
государственной власти считалось управление: взимание налогов, регламентация
отношений собственности, торговли и городских корпораций. В основе действий
власти лежала идея общего блага, забота о подданных. Любопытно как
трансформировалась античная традиция. Сочетание, синтез античной традиции и
ортодоксального христианства порождали необычные коллизии, противоречия,
феномены как в общественной жизни, так и в культуре.
Православная церковь жила напряженной духовной жизнью, что обеспечило необычайно
яркий расцвет византийской культуры. Прямая наследница греко-римского мира и
эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и
воистину блестящей культуры. С одной стороны, это обусловлено языковой
(греческий язык) и религиозной (православие) общностью, существованием
этнического ядра (греки), устойчивой государственностью и централизацией
управления. С другой стороны, византийская культура, оказав воздействие на
многие соседние страны, сама подверглась культурному влиянию со стороны как
племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.
Традиции образования, грамотности, развития наук, утвердившиеся в античную
эпоху, поддерживались в Византии. В Константинопольском университете под
постоянным покровительством императоров преподавались философия, риторика,
рациональные науки. Вокруг профессоров университета объединялись ученики,
съезжавшиеся со всех частей Византии и из арабского Востока. Во времена кризисов
эта традиция почти угасала, но затем с выходом из кризисов вновь получала
развитие.
Начиная с IX в., постепенно возрождается светская
литература, складывается система высшего образования. Символом новой эпохи стал
патриарх Фотий, человек огромной учености, оставивший после себя знаменитую
«Библиотеку» - краткое изложение 386 прочитанных им книг с комментариями.
Образованные люди принялись собирать и систематизировать все, что уцелело от
античной культуры. На этой основе в IX – X вв. составляется множество
энциклопедий: по юриспруденции, грамматике, военному делу, сельскому хозяйству,
естествознанию, дипломатии и т.д. Весьма характерной фигурой был император
Константин VII Багрянородный – он покровительствовал созданию разнообразных
хрестоматий и справочников, составил перечень богатств, оставленных прошлым,
войдя в историю не только как император, но и как знаменитый историк и писатель.
Византии удалось распространить православное вероучение, принести
проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в
этом праведном деле просветители Кирилл и Мефодий, братья из Салоники, которые
создали на основе греческого алфавита первые славянские азбуки - кириллицу и
глаголицу, перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные
книги, в том числе отдельные главы из Евангелия.
Византия не только
использовала прошлый опыт, но и дала собственных ярких мыслителей. Универсальным
гением, блестящим и новаторским умом своего времени был Михаил Пселл (XI в.). Он
восстановил почитание философии Платона и по своему писательскому дарованию
может быть приравнен к самым великим именам. Ему же принадлежит «Хронография» -
политические мемуары, отличающиеся рационалистическим взглядом на исторический
процесс, проницательностью в понимании эгоистических интересов лиц и групп.
Интересны суждения Пселла о проблемах логики.
Литературное творчество
образованных верхов Византии всегда было наиболее консервативной частью общей
культуры, но и оно в XII в. значительно изменилось. Типичным литератором был уже
не монах (как в VIII – IX вв.) или чиновник (как в X – XI вв.), а
писатель-профессионал, который зарабатывает на жизнь своим сочинительством.
Появился даже собирательный литературный образ безденежного поэта по имени
Бедный Продром. Новые писатели проявляли интерес к живому разговорному языку,
фольклору и эпосу, осваивали народные стихотворные размеры. Возникли любовный
роман и другие нетрадиционные жанры, литераторов больше начинает занимать
внутренний мир героев.
За тысячелетнюю историю Византии несколько
этапов в своем развитии прошла и архитектура. В VI в. при императоре Юстиниане
I, когда империя достигла расцвета, искусство прославляло мощь и военные триумфы
государства. Столицу украсили новые постройки – Ипподром, Большой дворец и
знаменитый храм Святой Софии, построенный Анфимием из Тралл и Исидором из Милета
в 532 – 537 гг. Огромное внутреннее пространство храма Святой Софии перекрыто
полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола.
Поэтому главный купол кажется как бы парящим в воздухе. Купол, символизирующий
небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийских храмов. Внутри храм
Софии богато украшен разноцветным мрамором и цветной майоликой. Помимо
Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства
сохранились на территории современной Греции и в Италии, в Равенне. Наряду с
религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены базилики
Сан-Витале (526 – 547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные
изображения императора Юстиниана и его супруги Феодоры.
Дальнейшее
развитие архитектура получила в 867 – 1057 гг. при императорах македонской
династии. Огромные соборы типа базилик вытесняются церквями крестово-купольного
типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним
либо несколькими куполами. В X – XII вв. этот стиль достиг невероятной
изощренности: сложная система внутренних арок, сводов и полусводов,
использование ниш и разноцветного кирпича во внешнем убранстве создавали
впечатление грандиозности и изящества. Роспись такого храма имеет строго
продуманную систему, она обычно иллюстрирует основные положения христианского
учения и повествует о жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. Также
в это время расцветает и прикладное искусство (резные изделия из слоновой кости,
перегородчатые эмали, ткани и др.). В мастерских при императорском дворце
изготавливаются роскошные рукописи с миниатюрами.
Лучше других
сохранились архитектурные ансамбли XI – XII вв. – монастыри Хосиос Лукас в
Фокиде (Греция), Неа Мони на острове Хиосе и Дафни близ Афин, в Греции. В них мы
находим замечательный по цельности синтез архитектуры и монументальной живописи
– мозаики. Среди византийской фресковой живописи XI – XII вв. следует упомянуть
росписи храма Святой Софии в Орхидее, церкви Святого Пантелеимона в Нерези
(Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. В XI – XII вв. византийское
искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские
страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те
времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах
общества ему всячески стремились подражать.
Русскому человеку
византийская живопись очень близка, поскольку наше древнее искусство зародилось
в Византии. Призванная отражать высшую, неземную реальность, православная
живопись (иконы, фрески, мозаики) не гналась за внешним правдоподобием. Фигуры
людей изображаются не в соответствии с их физическими размерами, но сообразно
духовной значимости. Причудливый принцип «обратной перспективы» приводит,
например, к тому, что, наперекор нашему восприятию, у кресла на иконе передняя
часть может быть меньше задней. То, что близко, - несущественно, словно хочет
сказать нам иконописец. Это вовсе не значит, что греческие художники разучились
рисовать. Напротив, когда они ставили себе цель подражать античному искусству,
главным образом в период Македонского ренессанса, то обычная, «прямая»,
перспектива им удавалась. Но главным их достоинством была та духовность, которая
отразилась в византийской иконописи, достигшей своего расцвета в XI – XII вв.
К концу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль
(он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него
характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц. К этому
времени относятся мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в
Константинополе, а также церкви Святых Апостолов в Салониках. Духовная
активность византийцев за последние 200 лет существования империи оказала
глубочайшее влияние на православные народы. Гениальный русский иконописец Андрей
Рублев учился у палеологовского художника Феофана Грека.
Важную роль в
духовной культуре играли идеалы монашества, особенно во времена кризисов,
потрясений. Мистицизм был широко представлен и в высших, и в низших слоях
общества. Монастыри получили широкое распространение. В местностях, которые
считались особенно святыми, монастыри следовали один за другим и составляли
большие сплошные поселения. Особенно много монастырей было на склоне гор Иды и
Олимпа в Малой Азии, Афона – на Халкидском полуострове. Монахи пользовались
большим влиянием среди населения.
Православная духовность свое
наивысшее выражение нашла в традициях аскетизма, то есть отречения от жизненных
благ, удобств и удовольствий во имя духовного совершенствования. Земной мир
предстает в соответствии с христианскими канонами как царство зла и греха.
Аскетизм же – это «жизнь на началах духа», «подражание божественному естеству».
Аскеты – их часто называют подвижниками – рассматривались как земные ангелы.
Григорий Палама (1296 – 1359гг.) основал течение особенно сурового и
возвышенного аскетизма, которое получило название исихазм. Идеи исихазма,
изложенные Григорием Паламой, имели с XIV в. исключительное значение в
византийском религиозном сознании. Не внешняя мудрость , учили исихасты, а
внутреннее самоуглубление открывает путь к истине. Погружение в себя дает
состояние покоя (исихия), «фаворского света», то есть общения с Богом. Благодаря
строгому аскетизму и подвижничеству Григорий Палама в конце жизни, как
свидетельствует его житие, обрел дар исцеления и откровения и был причислен
греческой церковью к лику святых.
Таким образом, мы видим,
что Византия – это государство, которое внесло большой вклад в развитие мировой
культуры. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие
образцы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм,
образным видением мысли, утонченностью этического мышления, глубиной философской
мысли.
Живым наследием Византии по-прежнему является православие.
Монашеские поселения на Афоне выразили туркам свою лояльность еще за 70 лет до
падения Константинополя, поэтому избежали разорения и по сей день остаются
уникальным «осколком» Византии в современном мире. То же можно сказать и о
монашеской жизни вообще – она до сих сохраняет все черты прежнего уклада. За
истекшие столетия Византия то и дело давала о себе знать. В XVI в. стамбульские
архитекторы возводили парадные мечети по образцу храма Святой Софии. В XVII в.
«король-солнце» Людовик XIV подражал византийским императорам. Главными
подражателями, разумеется, были московиты, провозгласившие себя преемниками
ромеев, а Москву – «Третьим Римом». Надежда на освобождение Константинополя
долго определяла российскую внешнюю политику. Екатерина II недаром назвала
своего внука Константином: она подумывала посадить его императором в
возрожденной Византии . Культурное наследие Византии бесценно. Достаточно
сказать, что мы почти ничего не знали бы о Древней Греции, если бы Византия не
сберегла достижения античности. Нельзя переоценить и роль Византии как
создательницы общей православной культуры сербов, болгар, грузин, румын,
русских, украинцев. Константинопольский патриарх продолжал играть роль духовного
наставника этих народов многие столетия, определенный авторитет сохраняет он и
поныне. Наследие Византии проявляется в современном греческом фольклоре, в
восточнохристианской обрядности, в церковном пении и, разумеется, в православной
иконописи. Глубокое воздействие Византийская империя оказала на наши
представления о власти. И Византия, и Россия – цивилизации на рубеже Запада и
Востока, такое промежуточное положение сказывалось на судьбах обеих. Может,
поэтому головы двуглавого орла на российском гербе так же смотрят в
противоположные стороны, как и на гербе династии Палеологов?
[ ВЕРНУТЬСЯ ]